Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Межпредметные связи в школьном обучении играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми.
Межпредметные связи помогают обучающимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Необходимость наличия связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения и воспитательными задачами, которые ставятся перед школой. Так как в настоящее время резко увеличивается объем информации, подлежащий усвоению в период школьного обучения, особое значение приобретает задача формирования умений и навыков самостоятельной работы, и на сегодняшний день в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных способов средств активизации познавательной деятельности обучающихся.
Как учитель предмета биологи и географии в школе, считаю необходимым изучение данной темы, ставлю перед собой следующую цель и задачи, которые поможет решить моя поисково-научная исследовательская деятельность над данным проектом.
Цель: рассмотреть межпредметные связи в обучении географии.
Задачи:
- проанализировать процесс использования межпредметных связей в школе на уроках географии в изучении курса «Физическая география материков и океанов» 7 класс;
- определить роль и место использования межпредметных связей на уроках географии в седьмом классе;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей при изучении географии в седьмом классе.
Для достижения цели и решения задач использовались следующие методы исследований:
- анализ школьных программ по курсам географии и биологии 7 класса, а также учебников, рабочих тетрадей и других пособий по данным предметам;
- изучение психолого-педагогической литературы, научных статей, методической литературы;
- метод эксперимента, по проведению урока и внеклассного мероприятия в школе в седьмом классе;
- сравнительно-географический - все подлежит сравнению;
- метод географического районирования - выделение физико-географических (природных) - один из методов исследования географической науки;
- системный анализ.
Практическая значимость проекта состоит в возможности дальнейшего использования теоретического материала в моей профессиональной деятельности, как учителя, а разработанные урок и внеклассное мероприятие можно использовать, как готовый материал для проведения урока по данной теме и во внеурочной деятельности, например на предметной неделе по географии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
1.1. Требования ФГОС нового поколения в организации обучения географии
Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля.
С переходом школы на обучение в соответствии с новыми федеральными общеобразовательными стандартами и внесением изменений в основную общеобразовательную программу изменились и результаты освоения по школьным дисциплинам. Федеральный государственный стандарт основного общего образования по изучению предметной области «Общественно-научные предметы» прописывает следующие результаты по предмету география:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акимов В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
2. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки география, биология, экология , ОБЖ, химия // География в школе. - 2020. - № 3. - С. 70
3. Баринова А.А. География. Начальный курс 5 класс. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
4. Баринова И.И. География России. Природа 8 класс. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
5. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
6. Герасимова Т.П. География. Начальный курс 6 класс. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
7. Галеева Н.Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
8. Коринская В.А. География материков и океанов. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
9. Наймушина Л.И. Интегрированные уроки. - М.: Академия, 2019. - 471с.
10. Смирнов А.Т. ОБЖ. 8 класс. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
11. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. - М.: Эксмо, 2019. - 369 с.